4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Один из двунадесятых церковных праздников.

Как свидетельствует церковное предание, это событие совершилось, когда Деве Марии исполнилось три года и праведные родители Иоаким и Анна во исполнение своего обета привели Ее в Иерусалимский храм для посвящения Богу. Навстречу им вышел первосвященник, по преданию – праведный Захария. Когда Дева Мария, оставив родителей, не поддерживаемая никем, быстро взошла по высоким ступеням храма, священник взял Ее за руку и к изумлению всех присутствующих ввел прямо в алтарь, который назывался Святая Святых. Это было самое священное место в храме, куда никто не имел права входить, кроме него самого, и то только один раз в год. Дух Святой внушил первосвященнику, что Мария является избранной отроковицей, достойной входить в самое святое место, поскольку Она предназначена стать Матерью Сына Божия, который откроет людям вход в Царство Небесное.

Праведные Иоаким и Анна, исполнив свой обет, возвратились домой. Десять лет Дева Мария жила и воспитывалась при храме. В те времена, по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, вокруг храма имелось несколько жилых помещений, в которых жили дети, посвященные Богу. Жизнь Пречистой Девы в Иерусалимском храме покрыта глубокой тайной, как и вся земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Блаженный Иероним писал: «Если бы кто спросил меня, как проводила время юности Пресвятая Дева, я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее». Но в церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Девы Марии в Иерусалимском храме Она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно изучала Священное Писание, посещала богослужения, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.

В воспоминание Введения во храм Пресвятой Богородицы Церковь с давних времен установила торжественное празднество. Упоминание о совершении этого праздника в первые века христианства есть у святителя Григория Нисского, а в преданиях палестинских христиан говорится о том, что святая царица Елена в IV веке построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. На Руси этому событию посвящены многие храмы, а Свято-Введенская Оптина Пустынь является и ныне одним из главных духовных светильников Православия.
На главной площади города Каргополя – Соборной сохранилась церковь в честь этого двунадесятого праздника, перестроенная в начале XIX века. Сейчас в этом здании расположена историческая экспозиция Каргопольского музея.
На Каргопольской иконе «Введение во храм Пресвятой Богородицы» XVII века – мы видим иллюстрацию к вышеописанному сюжету. На первом плане многофигурной композиции – отроковица Мария в окружении благочестивых дев и стоящих рядом родителей. Ее встречает первосвященник Захария, а в верхней части иконы изображены палаты, где возрастала Дева Мария и общалась с Горним миром. Многие родители молитвенно обращаются к Образу этого праздника о воспитании и обучении своих детей.
Величание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.


Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений