В фондах Каргопольского музея хранится большая коллекция фотографий разных авторов с изображением объектов архитектуры. Среди них выделяются работы иностранных фотохудожников Уильяма Брумфилда, США, и Ричарда Дэйвиса, Англия. На снимках не только красивые виды признанных шедевров, но и памятники деревянного зодчества Русского Севера, требующие проведения неотложных работ по их сохранению. Фотографии дают возможность ощутить уникальность и ранимость деревянной архитектуры, восхититься ею и почувствовать боль за судьбу исчезающего зодчества.
Авторов объединяет не только многолетний интерес к России, ее людям и памятникам, но и желание привлечь внимание к судьбам уникального наследия, помочь его сохранению. Их деятельное участие в этом выражается в тщательной фотофиксации, многочисленных публикациях, изданиях книг и альбомов, выставках.
На виртуальной выставке представлена часть работ художников, подаренных ими музею.
Далее в тексте рассказывается об этих удивительных людях, с использованием выдержек из их интервью различным изданиям:
УИЛЬЯМ БРУМФИЛД - профессор славистики Университета Тулейна в Новом Орлеане (США), фотограф и историк. Впервые приехал в Россию в 1970 г., с 1983 г. стал приезжать ежегодно. На Русском Севере побывал первый раз в 1988 г., а «.., самостоятельно, выстраивая маршруты и организуя передвижение, я стал ездить с 1995 года».
«Россия — удивительная страна: тут даже в деревнях строили не простые церкви, а по-настоящему роскошные храмы с уникальными интерьерами и внешним убранством. Архитекторами таких соборов, как правило, выступали безымянные крепостные мастера. Лично для меня каждая поездка в такое место — открытие, шок от осознания того, сколь высоким был уровень дореволюционного искусства России».
О секретах своей любви к России: «Не очень они и секретные, эти “секреты”, –надо просто уметь думать и любить». Этому умению Уильям посвятил полвека: путешествуя по России, изучая ее историю, культуру, архитектуру. «А вот народ изучить нельзя, – говорит профессор. – Народ можно только любить». Плоды этой деятельной любви и уважения к народу России можно видеть в огромной коллекции фоторабот профессора, в которой представлены десятки тысяч изображений – храмов, монастырей, шедевров деревянного зодчества, сохранившихся, восстановленных или уничтоженных, зарисовок из повседневной жизни или пейзажей. Результатом его многочисленных поездок по стране явились 14 иллюстрированных альбомов, посвящённых Вологде, Тобольску, Тотьме, Каргополю и др. городам.
Дополнением к его проекту по фотографическому документированию исторической русской архитектуры стала Книга «Пути к Белому морю: Архитектура Русского Севера», изданная в 2019 г. . В этом издании – почти две сотни полноцветных фотографий, выполненных за последние 30 лет странствий автора по Русскому Северу. Это одновременно и путеводитель, и личный дневник об открытии этого древнего и прекрасного региона России.
РИЧАРД ДЕЙВИС (RICHARD DAVIES) - известный на Западе фотохудожник в области архитектуры и дизайна. Он является официальным фотографом Лондона, а также выполняет заказы по всему миру. Много лет сотрудничает с ведущими архитектурными мастерскими.
С 2002 он путешествует по Русскому Северу, фотографируя немногие оставшиеся шедевры русского зодчества XVI-XVIII вв. Он объехал почти все оставшиеся значимые памятники и сфотографировал их. Результатом его работы стал альбом с фотографиями русских деревянных церквей и часовен, вышедший в Англии, а также множество выставок в России и за рубежом. Ричард Дэвис выполняет важную миссию – он пытается успеть сохранить память об этих шедеврах русской архитектуры, не имеющих аналогов в мире.
Свою первую персональную выставку фоторабот он посвятил именно русскому деревянному зодчеству. Выставка проходила в разных городах России, в т.ч. в Каргополе (август 2010 г.), по ее окончании Ричард подарил все фотографии музею. Потом были другие выставки.
О том, как он попал на Русский Север, Дэйвис рассказывал так:
«…история заключается в том, что в 2001‑м году я как-то наткнулся на несколько почтовых открыток с рисунками церквей художника Билибина. Я знал о работах Билибина, но меня очень удивило, что на многих из тех карточек были напечатаны фотографии. Билибин путешествовал по северу и делал фотографии. Мне кажется, он использовал их как основу для своих рисунков. В общем, я искал себе повод поехать по России, и то, что Билибин написал свою серию в 1902 году, хорошо совпало. Потому что как раз, наткнувшись на нее в 2001 году, я вдруг осознал, что, если я поеду в 2002 году в Россию по Билибинским местам, это будет ровно через сто лет спустя после его путешествия. Тогда я решил отправиться на Вологодчину, где он их фотографировал, а также в Карелию и Архангельскую область, чтобы своими глазами всё увидеть. Была надежда, что эти чудные деревянные храмы ещё существуют, хотя с того времени прошла целая эпоха – революция, разные войны, годы советской власти.
Пять лет спустя к нам присоединилась моя русскоговорящая подруга из Англии, Матильда Моретон. Пока я фотографировал, Матильда разговаривала с людьми».
«Путешествуя по Русскому Северу, я повстречал множество замечательных людей, делающих потрясающую работу, чтобы сохранить их церкви и деревни. «Woode Architectureat Risk» — это попытка хоть как-то поддержать этих людей. Моя книга «Wooden Churches» рассказала многим людям на западе об этих церквях. Книга была воспринята очень хорошо. И мы с другими людьми решили подумать, как бы мы могли помочь».
По инициативе и непосредственном участии Ричарда были собраны деньги и закуплены колокола, изготовленные в Шуваловской мастерской в Тутаеве, для Турчасово. «В июле 2015 года мы повесили шесть колоколов на колокольню, и они зазвонили первый раз. Звук был потрясающий! Дети с мамами звонили, и бабушки. Звон разливался над рекой впервые за 80 лет! Надеюсь, что это продлится еще много лет. Турчасово — это особенное место. В основном, из-за местных людей, потому что они активно вовлечены в поддержание церкви».
«Я думаю, мои любимые места — на Севере. Люди там очень щедрые, добрые. Проведя десять лет в работе над книгой, я возвращался во многие места, и, мне кажется, там у меня осталось много друзей».
«Когда я впервые побывал на Севере в 2002 году, мне показалось, что мало что делалось для их сохранения, а многие из них были на грани разрушения. Теперь, когда Общее Дело и другие волонтерские организации каждое лето отправляют своих участников перекрывать крыши и таким образом останавливают разрушение церквей, ситуация немного улучшилась».
Авторов объединяет не только многолетний интерес к России, ее людям и памятникам, но и желание привлечь внимание к судьбам уникального наследия, помочь его сохранению. Их деятельное участие в этом выражается в тщательной фотофиксации, многочисленных публикациях, изданиях книг и альбомов, выставках.
На виртуальной выставке представлена часть работ художников, подаренных ими музею.
Далее в тексте рассказывается об этих удивительных людях, с использованием выдержек из их интервью различным изданиям:
УИЛЬЯМ БРУМФИЛД - профессор славистики Университета Тулейна в Новом Орлеане (США), фотограф и историк. Впервые приехал в Россию в 1970 г., с 1983 г. стал приезжать ежегодно. На Русском Севере побывал первый раз в 1988 г., а «.., самостоятельно, выстраивая маршруты и организуя передвижение, я стал ездить с 1995 года».
«Россия — удивительная страна: тут даже в деревнях строили не простые церкви, а по-настоящему роскошные храмы с уникальными интерьерами и внешним убранством. Архитекторами таких соборов, как правило, выступали безымянные крепостные мастера. Лично для меня каждая поездка в такое место — открытие, шок от осознания того, сколь высоким был уровень дореволюционного искусства России».
О секретах своей любви к России: «Не очень они и секретные, эти “секреты”, –надо просто уметь думать и любить». Этому умению Уильям посвятил полвека: путешествуя по России, изучая ее историю, культуру, архитектуру. «А вот народ изучить нельзя, – говорит профессор. – Народ можно только любить». Плоды этой деятельной любви и уважения к народу России можно видеть в огромной коллекции фоторабот профессора, в которой представлены десятки тысяч изображений – храмов, монастырей, шедевров деревянного зодчества, сохранившихся, восстановленных или уничтоженных, зарисовок из повседневной жизни или пейзажей. Результатом его многочисленных поездок по стране явились 14 иллюстрированных альбомов, посвящённых Вологде, Тобольску, Тотьме, Каргополю и др. городам.
Дополнением к его проекту по фотографическому документированию исторической русской архитектуры стала Книга «Пути к Белому морю: Архитектура Русского Севера», изданная в 2019 г. . В этом издании – почти две сотни полноцветных фотографий, выполненных за последние 30 лет странствий автора по Русскому Северу. Это одновременно и путеводитель, и личный дневник об открытии этого древнего и прекрасного региона России.
РИЧАРД ДЕЙВИС (RICHARD DAVIES) - известный на Западе фотохудожник в области архитектуры и дизайна. Он является официальным фотографом Лондона, а также выполняет заказы по всему миру. Много лет сотрудничает с ведущими архитектурными мастерскими.
С 2002 он путешествует по Русскому Северу, фотографируя немногие оставшиеся шедевры русского зодчества XVI-XVIII вв. Он объехал почти все оставшиеся значимые памятники и сфотографировал их. Результатом его работы стал альбом с фотографиями русских деревянных церквей и часовен, вышедший в Англии, а также множество выставок в России и за рубежом. Ричард Дэвис выполняет важную миссию – он пытается успеть сохранить память об этих шедеврах русской архитектуры, не имеющих аналогов в мире.
Свою первую персональную выставку фоторабот он посвятил именно русскому деревянному зодчеству. Выставка проходила в разных городах России, в т.ч. в Каргополе (август 2010 г.), по ее окончании Ричард подарил все фотографии музею. Потом были другие выставки.
О том, как он попал на Русский Север, Дэйвис рассказывал так:
«…история заключается в том, что в 2001‑м году я как-то наткнулся на несколько почтовых открыток с рисунками церквей художника Билибина. Я знал о работах Билибина, но меня очень удивило, что на многих из тех карточек были напечатаны фотографии. Билибин путешествовал по северу и делал фотографии. Мне кажется, он использовал их как основу для своих рисунков. В общем, я искал себе повод поехать по России, и то, что Билибин написал свою серию в 1902 году, хорошо совпало. Потому что как раз, наткнувшись на нее в 2001 году, я вдруг осознал, что, если я поеду в 2002 году в Россию по Билибинским местам, это будет ровно через сто лет спустя после его путешествия. Тогда я решил отправиться на Вологодчину, где он их фотографировал, а также в Карелию и Архангельскую область, чтобы своими глазами всё увидеть. Была надежда, что эти чудные деревянные храмы ещё существуют, хотя с того времени прошла целая эпоха – революция, разные войны, годы советской власти.
Пять лет спустя к нам присоединилась моя русскоговорящая подруга из Англии, Матильда Моретон. Пока я фотографировал, Матильда разговаривала с людьми».
«Путешествуя по Русскому Северу, я повстречал множество замечательных людей, делающих потрясающую работу, чтобы сохранить их церкви и деревни. «Woode Architectureat Risk» — это попытка хоть как-то поддержать этих людей. Моя книга «Wooden Churches» рассказала многим людям на западе об этих церквях. Книга была воспринята очень хорошо. И мы с другими людьми решили подумать, как бы мы могли помочь».
По инициативе и непосредственном участии Ричарда были собраны деньги и закуплены колокола, изготовленные в Шуваловской мастерской в Тутаеве, для Турчасово. «В июле 2015 года мы повесили шесть колоколов на колокольню, и они зазвонили первый раз. Звук был потрясающий! Дети с мамами звонили, и бабушки. Звон разливался над рекой впервые за 80 лет! Надеюсь, что это продлится еще много лет. Турчасово — это особенное место. В основном, из-за местных людей, потому что они активно вовлечены в поддержание церкви».
«Я думаю, мои любимые места — на Севере. Люди там очень щедрые, добрые. Проведя десять лет в работе над книгой, я возвращался во многие места, и, мне кажется, там у меня осталось много друзей».
«Когда я впервые побывал на Севере в 2002 году, мне показалось, что мало что делалось для их сохранения, а многие из них были на грани разрушения. Теперь, когда Общее Дело и другие волонтерские организации каждое лето отправляют своих участников перекрывать крыши и таким образом останавливают разрушение церквей, ситуация немного улучшилась».
Богоявленская церковь, 1787 г. Ошевенск, Каргопольский район,
Архангельская обл. Фото У. Брумфилда. 1990-е гг.
Богоявленская церковь, 1787 г. Интерьер летнего храма.
Ошевенск, Каргопольский район, Архангельская обл.
Фото У. Брумфилда. 1990-е гг.
Георгиевская часовня, XIX в. Д. Низ, Каргопол ьский район,
Архангельская обл. Фото У. Брумфилда. 1990-е гг.
Деревянный жилой дом. д. Большой Халуй, Каргопольский район, Архангельская обл.
Фото У. Брумфилда. 1990-е гг.
Деревянный жилой дом. Д. Большой Халуй, Каргопольский район,
Фото У. Брумфилда. 1990-е гг.
Архангельская обл. Фото У. Брумфилда. 1990-е гг.
Лядинский архитектурный ансамбль, XVIII в. Каргопольский район,
Архангельская обл. Фото У. Брумфилда. 1990-е гг.
Слева направо: Богоявленская церковь, 1793-1798 гг.; колокольня XVIII в. (сгорела 05.05.2013);
Покровская церковь, 1743 г. (сгорела 05.05.2013).
Георгиевская церковь, 1672 г. с. Вершина, Верхнетоемский район,Слева направо: Богоявленская церковь, 1793-1798 гг.; колокольня XVIII в. (сгорела 05.05.2013);
Покровская церковь, 1743 г. (сгорела 05.05.2013).
Архангельская обл. Фото У. Брумфилда. 1990-е гг.
Церковь в 1971 г. была перевезена в государственный музей
деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».
Ошевенский архитектурный ансамбль, XVIII в. Каргопольский район, Архангельская область.
Фото У. Брумфилда. 1990-е гг.
Слева направо: колокольня, кон. XVIII в.; Богоявленская церковь,1787 г.
Фото У. Брумфилда. 1990-е гг.
Слева направо: колокольня, кон. XVIII в.; Богоявленская церковь,1787 г.
«Небо» Богоявленской церкви. Ошевенский архитектурный ансамбль, XVIII в.
Каргопольский район, Архангельская обл. Фото У. Брумфилда. 1990-е гг.
Деревянный жилой дом. Ошевенск, Каргопольский район,
Каргопольский район, Архангельская обл. Фото У. Брумфилда. 1990-е гг.
Архангельская обл. Фото У. Брумфилда. 1990-е гг.
Деревня Погост. Ошевенск, Каргопольский район,
Архангельская обл. Фото У. Брумфилда. 1990-е гг.
Георгиевская церковь, 1665 г. Пермогорье, Красноборский район,
Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 17.08.2002.
Георгиевская церковь, 1665 г. Пермогорье, Красноборский район,
Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 27.08.2009.
Церковь Пророка Илии, 1690. Белозерск, Вологодская обл.
Фото Р. Дэйвиса. 20.08.2002.
Церковь Пророка Илии, 1690 г. Белозерск, Вологодская обл.
Фото Р. Дэйвиса. 16.02.2007.
Церковь Пророка Илии, 1690 г. Белозерск, Вологодская обл.
Фото Р. Дэйвиса. 16.02.2007.
Фото Р.Дэйвиса. 23.08.2002.
Успенская церковь, 1774 г. Кондопога, Карелия.
Фото Р. Дэйвиса. 24.08.2002.
Часовня Варвары Великомученицы, XVIII в. Пряжинский район, Карелия.
Фото Р. Дэйвиса. 07.08.2003.
Часовня Сошествия Святого Духа, XVI в. Пряжинский район, Карелия.
Фото Р. Дэйвиса. 07.08.2003.Часовня Сошествия Святого Духа, XVI в. Пряжинский район, Карелия.
Церковь Александра Свирского, 1769 г. Космозеро, Медвежьегорский район,
Карелия. Фото Р. Дэйвиса.11.08.2006.
Церковь Пророка Илии, XVIII в. Поля, Медвежьегорский район, Карелия.
Карелия. Фото Р. Дэйвиса.11.08.2006.
Фото Р, Дэйвиса. 12.08.2006.
Егорьевская часовня, кон. XVII в. Усть-Яндома, Медвежьегорский район,
Карелия. Фото Р. Дэйвиса. 09.08.2003.
Егорьевская часовня, кон. XVII в. Усть-Яндома, Медвежьегорский район,
Карелия. Фото Р. Дэйвиса. 12.08.2006.
Часовня Самсона, сер. XIX в. Кондобережная, Медвежьегорский район, Карелия.
Фото Р. Дэйвиса.12.08.2006.
Часовня Георгия Победоносца. д. Узкие, Медвежьегорский район, Карелия.
Фото Р. Дэйвиса.12.08.2006.
Фото Р. Дэйвиса. 08.08.2003.
Успенский собор, 1714 г. Кемь, Карелия.
Фото Р. Дэйвиса. 14.08.2006.
Лядинский архитектурный ансамбль, XVIII в. Лядины, Каргопольский район,
Фото Р. Дэйвиса. 14.08.2006.
Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 14.08.2003.
Никольская церковь, 1651 г.; колокольня. Ковда, Мурманская обл.
Фото Р. Дэйвиса. 11.08.2003.
Церковь Иоанна Златоуста, 1665 г.; колокольня, XVIII в. Саунино,
Каргопольский район, Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 03.03.2006.
Церковь Иоанна Златоуста, 1665 г. «Небеса». Саунино, Каргопольский район,
Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 03.03.2006.
Церковь Иоанна Златоуста, 1665 г. Трапезная. Саунино, Каргопольский район,
Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 28.04.2008.
Михайло-Сретенская церковь, 1655 г. Красная Ляга, Каргопольский район,
Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 03.03.2006.
Михайло-Сретенская церковь, 1655 г. Интерьер. Красная Ляга,
Каргопольский район, Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 03.03.2006.
Петропавловская церковь, 1722 г.; Никольская церковь, 1727 г. Рато - Наволок,
Каргопольский район, Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 03.03.2006.
Холмогорский район, Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 27.02.2006.
Никольская церковь, 1687 г. Зачачье, Холмогорский район,
Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 27.02.2006.
Одигитриевская церковь, 1763 г. Кимжа, Мезенский район,
Архангельская обл. Фото Р, Дэйвиса.25.02.2005.
Спасо-Преображенская церковь, 1679 г. Ижма, Приморский район,
Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 19.08.2004.
Васильевская церковь, XVII в., перестр. в 1824 г.; колокольня. Чухчерьма,Холмогорский район, Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 21.08.2004.
Никольская церковь, 1678 г. Бережная Дуброва, Плесецкий район,
Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 02.03.2006.
Никольская церковь, 1678 г. Интерьер. Бережная Дуброва, Плесецкий район,
Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 02.03.2006.
Вид на д. Шелоховскую (Архангело). Каргопольский район,
Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 25.08.2004.
Церковь Михаила Архангела, 1715 г. Шелоховская (Архангело),
Каргопольский район, Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 02.03.2006.
Сретенская церковь, XVIII в. Шелоховская (Архангело), Каргопольский район,Каргопольский район, Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 02.03.2006.
Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 02.03.2006.
Часовня Николая Чудотворца, XIX в. Бухалово, Плесецкий район,
Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 24.08.2004.
Преображенская церковь, 1786 г.; колокольня, 1793 г. Турчасово,
Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 24.08.2004.
Онежский район, Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 01.03.2006.
Успенская церковь, 1674 г. Варзуга, Терский район,
Мурманская обл. Фото Р. Дэйвиса. 16.08.2006.
Успенская церковь, 1674 г. Варзуга, Терский район,
Мурманская обл. Фото Р. Дэйвиса. 16.08.2006.
Владимирская церковь, 1757 г. Подпорожье, Онежский район,
Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 28.02.2006.
Владимирская церковь, 1757 г. Интерьер. Подпорожье, Онежский район,
Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 01.03.2005.
Владимирская церковь, 1757 г. Подпорожье, Онежский район,
Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 01.03.2006.
Вознесенская церковь, 1651 г.; колокольня, 1700 г. Пияла, Онежский район,
Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 01.03.2005.
Церковь во имя Николая Чудотворца, 1642 г. Шеломя, Красноборский район,
Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 13.02.2007.
Часовня Святого Георгия, XIX в. Кириллово, Каргопольский район,
Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 26.04.2008.
Часовня Святого Георгия, XIX в. Кириллово, Каргопольский район,Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 26.04.2008.
Часовня, XIX в. Большая Кондратовская, Каргопольский район,
Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 29.04.2008.
Часовня, XIX в. Фрагменты «неба». Большая Кондратовская, Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 29.04.2008.
Каргопольский район, Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 29.04.2008.
Часовня. Калитинка, Каргопольский район, Архангельская обл.
Фото Р. Дэйвиса. 29.04.2008.
Никольская церковь, 1670 г. Волосово, Каргопольский район, Фото Р. Дэйвиса. 29.04.2008.
Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 27.03.2008.
Никольская церковь, 1670 г. Волосово, Каргопольский район,
Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 27.03.2008.
Церковь Пророка Илии. Усачево, Каргопольский район,
Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 27.03.2008.
Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса.29.04.2008.
Церковь Иоанна Предтечи, 1776 г. Река Тольшма, Тотемский район,
Вологодская обл. Фото Р. Дэйвиса. 17.02.2007.
Церковь Иоанна Предтечи, 1776 г. Река Тольшма, Тотемский район,
Вологодская обл. Фото Р. Дэйвиса. 17.02.2007.
Церковь Иоанна Предтечи, 1776 г. Река Тольшма, Тотемский район,
Вологодская обл. Фото Р. Дэйвиса. 25.08.2009.
Церковь Михаила Архангела, 1715 г. «Небеса». Шелоховская (Архангело),
Каргопольский район, Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 02.03.2006.
Церковь Спаса Преображения, 1786 г. Турчасово, Каргопольский район,
Архангельская обл. Фото Р. Дэйвиса. 01.03.2006.