(81841) 2-14-96
(81841) 2-26-60
 
ФОНДЫ
КНИЖНОЕ СОБРАНИЕ.

Книжное собрание музея насчитывает более 1600 предметов. В его составе рукописи, книги гражданской и кириллической печати, справочные и статистические издания.
Начало формированию коллекции положил основатель музея К. Г. Колпаков, собрание которого насчитывало более ста книг гражданской печати. Первые поступления книг были из церквей и монастырей города: из библиотеки Христорождественского Собора, Спасо - Преображенского мужского монастыря, Успенского женского монастыря.
Собрание рукописей музея насчитывает 150 музейных предметов, которые датируются XVI-XX вв. Среди рукописных памятников есть первоклассные в художественном отношении евангельские кодексы, интересные в историко-литературном плане сборники и отдельные тексты.
Наиболее интересную и показательную часть музейного собрания составляют старообрядческие рукописные книги. Хронологически данные рукописи охватывают ранний период развития старообрядческого движения - конец XVII - начало XVIII вв. - и поздний этап старообрядческой традиции, к которому следует отнести рукописные книги, создаваемые каргопольскими книжниками вплоть до середины ХХ в.
Самой ранней печатной книгой в собрании музея является Евангелие, изданное Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в Заблудове в 1569 году.
Представляют большой интерес книги гражданской печати, среди которых значительное место занимают указы Екатерины II.
В собрании музея можно выделить частные библиотеки. Наиболее интересная - библиотека каргопольских мещан Литусовых, которая сформировалась в конце XIX века. Библиотека содержит книги по педагогике, по истории театра, периодику, книги из серии «Домашняя библиотека»: романы, повести, рассказы.

В состав рукописей входят первоклассные в художественном отношении евангельские кодексы и интересные в историко-литературном плане сборники. Часть рукописей являются старообрядческими, ведь Каргопольский уезд издавна служил прибежищем последователей старой веры. В каргопольских рукописях явно прослеживается влияние Выговских рукописных традиции.

В составе этой коллекции находится и периодическая печать: газеты «Олонецкие губернские ведомости» с 1839 года, «Олонецкие епархиальные ведомости» с 1900 по 1918 года и местная печать.

В коллекции можно выделить рукописные материалы XVIII и XIX веков, происходящие из Александро-Ошевенского и Спасо-Преображенского монастырей. Это указы и распоряжения Олонецкой духовной консистории, отчеты, счета монастырей и другие документы, раскрывающие хозяйственную деятельность монастырей.

Среди печатных книг можно выделить уникальную книгу «Дневник Колумба» - ее переплет покрыт ракушками, на бумаге присутствуют следы длительного пребывания в воде. Это - редкое иллюстрированное печатное издание для детей немецкого художника К.М. Зейппеля.  


В 2004 года Архангельская областная научная библиотека имени Н.А. Добролюбова инициировала и в настоящее время координирует проект "Книжные памятники" по созданию Свода  и Базы данных на книжные памятники Архангельской области.   В результате совместной работы сотрудников библиотеки и Каргопольского музея музея происходит  научное описание   книг,   уточняется название и датировка, определяется место издания каждой книги.

#книжноесобрание #старинныекниги #рукописныекниги #книгиизфондовмузея



Самой ранней книгой кириллической печати в собрании Каргопольского музея  является  Евангелие, изданное Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в Заблудове. Экземпляр Евангелия, который находится в музее, имеет свои особенности: первые 24 листа и последние 51 лист - рукописные.  Первый лист реставрирован бумагой машинного производства 19 века. В книге имеются записи  на двух языках - русском и польском (аналогичные), сделанные в  17 веке.  Это редкое издание, в мире известно 50 экземпляров данной книги. 

Учительное Евангелие. Заблудов: Иван Федоров, Петр Мстиславец. 1569 г. Бумага, печать. Переплет: картон в коже. Из библиотеки Каргопольско - Пудожского миссионерского округа. КП 4049 инв. 223

Еще одно издание 17 века, имеющиеся в фондах музея - Соборное уложение 1649 г. В нем сохранилась запись о покупке книги на мирские деньги от имени каргопольского земского старосты и старост окологордских и Зарецких волостей дьячка Гаврилки Козмина сына Хомякова.  Соборное уложение упоминается  в описи приказной палаты Каргопольской крепости.

Соборное уложение.  Москва: Печатный двор. 1649 г.Бумага, печать.КП 12800 инв. 225 К

Книга «Месяцеслов» 1767 года принадлежала купцу Вешнякову. На книге сделана запись, что  куплена она в городе Белозерске. 

Месяцеслов. Москва: Синодальная типография. Бумага, печать. 1772 г.

Книга «Изъяснения воскресных и праздничных евангелий» 1784 года принадлежала купцу Ивану Федорову Адамову.

Сидоровский И. Изъяснения  воскресных и праздничных Евангелий для употребления в народных училищах. СПб: Синодальная типография. Бумага, печать. 1784 г. КП 12820 инв. 532 К

Значительное место в собрании музея занимают старообрядческие издания. Старообрядческое движение сыграло очень важную роль в развитии региона, оно прочно укрепилось в наших местах и приобрело массовый характер. Старообрядческие печатные издания конца 18 - начала 19 века представлены довольно  полно:  21 издание, изданное в 8 типографиях. 

Житие преподобного Василия Нового. Клинцы: тип. Ф. Карташова. Не раннее 1795 г. КП 8587 инв. 607 К

В середине 1780 - х гг. появились первые собственно старообрядческие типографии в Клинцах, организованные по  указу 15 января 1783 г. о вольных типографиях.  Это типографии Ф. Карташова и  А. Карташовых. Еще одно старообрядческая типография было организована московским купцом П. И. Селезневым, который затем продал ее К. Колычеву, который перевез ее в Янов. 

Слово о  лже пророках и лжеучителях. Конец 18 в. Клинцах, тип. Ф. Карташова. КП 7670 инв. 557 К

Сказание Иеронима об Иуде. Без выходных сведений. К. 18 - нач 19 вв. Польская печать. КП 12794 инв. 562 К

Патерик азбучный.  1791 г. Супрасль, типография Благовещенского монастыря.

КП 14820 инв. 701 К

В начале 1920 - х годов  в музей стали поступать книги из закрывавшихся церквей и монастырей: из Спасо - Преображенского монастыря, из ц. Иоанна Предтечи,  из Христорождественского Собора и т.д. что зафиксировано в книге  поступлений 1925 года.

Ответы Никифора на вопросы старообрядцев. Москва. 1813 г. КП 12818 инв. 599 К Происходит из Христорождественского Собора г. Каргополя.

Начатки христианского учения или краткая священная история и краткий катехизис.

Москва: Синодальная типография. 1863 г. КП 12823 инв. 264 К Происходит  из Троицкой церкви г. Каргополя.

Известия учительской должности священнику и дьякону.

Книга принадлежала игумену Феофану настоятелю Спасо - Преображенского монастыря.

КП 12892 инв. 258 К

Довольно интересную и содержательную информацию представляют владельческие записи и пометы на книгах.  Каждая книга имеет свою историю. Так, например, история одной книги - Триодь цветная  1699 года. В книге имеется запись, что ее положил вкладом в Крестовоздвиженскую церковь старец Евфимий Малой из  Соловецкого монастыря:  «дал сию книгу глаголемую триодь цветную в Каргополь во церковь Всемирного Воздвижения честного креста Господня Соловецкого монастыря ... строитель Соборный старец Евфимий Малой...».   Следующая запись из этой книги говорит о том, что в этой церкви были поновлены иконы: «   поновлены образы местные: образ Воздвижения честного креста и пречистой Богородицы Одигитрия междувратная.  Деисус с праздники и апостол написан вновь и поставлен дщанием и трудом церковного старосты Ивана Андреева сына Попова, а подписал той же церкви дьячок Митька Степанов Попов». Последняя запись, которая сделана на этой книге, относится к 1947 году, и  из нее узнаем, что книга находится в Тихмангской Никольской церкви, а запись на ней сделал священник Ремизов.

Триодь цветная. Москва: Печатный двор. 1699 г.

Бумага, печать. Переплет: доски в коже.

КП 12831  инв. 639 К

Порой из записи на книгах можно узнать не только историю той или иной книги, но и судьбу человека. Книга «Сборник» 1804 года с записью:  « Сия книга Соборник принадлежит Спасо -Каргопольского монастыря казенная. Куплена монахом Парфентием бывшем в Санкт - Петербурге мая 18 дня 1807 года. Заплачено 7...25 копеек». Внизу на этом же листе запись: «Сей покупщик монах Парфений довольное время трудился в сей святой обители. Был он слеп глазами. Память имел острую. В Ошевенском монастыре купался в речке нечаянно утонул. Упокой его душу господи во царствии своем».

Соборник. Москва: Синодальная типография. Бумага, печать. 1804 г. КП 12771 инв. 590 К