(81841) 2-14-96
(81841) 2-26-60
 
ВЫСТАВКИ
Оживший натюрморт
Музейно-выставочный центр, ул. Ленина 40
выставка открыта с 05 мая 2017 по 30 августа 2017

Натюрморт – изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Художники в натюрморте изображают тихую жизнь вещей. Мир вещей в натюрморте всегда выражает внешние особенности жизни какой-либо исторической эпохи.
Выставка «Оживший натюрморт» сложилась на основе живописных полотен и предметов из фондов Каргопольского музея. Экспозиция состоит из отдельных мини-выставок – инсталляций вещевых комплексов, объединенных одной темой «НАТЮРМОРТ». Тематически выставка условно делится на такие разделы: «Каргополье. Забытые вещи», «Тематические натюрморты», «Память». Натюрмортные комплексы, изображенные на картинах, оживают в предметах послуживших источником вдохновения для художников, живописцев и графиков. Живописные натюрморты не буквально повторяются в составленных композициях, а образно подчеркивают тематику и среду.
Начало выставки – историческая реконструкция с привлечением археологических и бытовых предметов из глины. На ней показано разнообразие каргопольской игрушки, увлекательный мир сказочных образов. Представлены работы народных мастеров: И.Дружинина, У.Бабкиной, С.Рябова, А.Шевелева, Вл.Шевелева. Ярким примером натюрморта с игрушкой является работа Вит. Шевелева «Каргопольская игрушка».
Следующий зал объединен темой «Каргополье. Забытые вещи». Он включает несколько композиций.
Одна из них – «Лето. Сенокос». В этой части выставки представлена панорама предметов из всех коллекций «Дерево», «Металл», «Керамика», «Текстиль», и др. Предметы крестьянского быта, объединенные общей темой, рисуют образ Каргополья. Через работы И.Котова и В.Курицына передан неповторимый северный колорит: поля, реки, озера.
Другой раздел – «Хлебный натюрморт. Предметы крестьянского быта». Лучшие образцы декоративно-прикладного искусства передают образ крестьянской жизни, трудовых будней.
Натюрморт всегда содержит в себе некое сообщение, тайное письмо. Вещи превращаются в символы. Значения этих символов, содержание сообщений отличается большим разнообразием, но чаще всего носит мировоззренческий и даже философский характер. Подтверждением являются живописные работы В.Курицына «Натюрморт с кувшином и горшком» и «Забытые вещи».
«Рыбный натюрморт. Натюрморты с охотничьими трофеями». Натюрморт в пейзаже (на пленэре) бывает двух типов: один – составленный в соответствии с выбранной темой, другой – естественный, «случайный». Он может быть как самостоятельным, так и являться составной частью жанровой картины или пейзажа. Нередко пейзаж или жанровая сцена лишь дополняют натюрморт. Ярким примером подобного натюрморта служит работа И.Котова «Онежские будни». Предметом натюрморта является лодка, деревянная стружка и столярные орудия. Натюрморты с рыбой и охотничьими трофеями в работах А.Ухлина, И.Котова, Н.Константинова.
Композиции в последнем зале посвящены таким темам, как «Цветы и отражения», «Музыкальные инструменты». Натюрморты с цветами лучше всех психологических тестов помогают понять эмоциональное состояние художника, постичь гармонию и целостность его внутреннего мира. В этом разделе представлены работы Е.Ткачевой, О.Павлова, Г.Кулишова, использованы такие предметы, как: труба, скрипка, композиции из музыкальных инструментов, ноты.
Заключительный раздел выставки – «Память». Здесь воссоздан уголок быта послевоенной эпохи на основе работы Г. Кулишова «Комод мамы и ее родители». Комод, старые фотографии, вазы, письма – памятники эпохи, передающие образную картину того времени.
Выставка «Оживший натюрморт» раскрывает образ ушедшего времени, его цветовую и эмоциональную палитру.