(81841) 2-14-96
(81841) 2-26-60
 
ВЫСТАВКИ
Набором, росписью и мышиной тропкой...
Музейно-выставочный центр (ул. Ленина, 40)
выставка открыта с 24 апреля 2014 по 31 декабря 2018
Крестьянская вышивка была одним из самых развитых видов народного искусства Каргополья. Ею украшали полотенца, подзоры, женские и мужские рубахи, сарафаны, передники, головные уборы.

Музей обладает достаточно представительной коллекцией вышивки. Только на данной выставке демонстрируется около 150 предметов, выполненных в самых разных техниках шитья. Данная коллекция начала формироваться еще основателем музея Капитоном Григорьевичем Колпаковым. Наиболее ранние образцы, которые можно отнести к первой половине ХIХ века, происходят из его собрания.
Отличительная особенность каргопольской вышивки - сюжетное разнообразие и орнаментальное богатство, использование самых разных приемов шитья. Вышивальщицы владели древним двусторонним швом «роспись», «набором», имитирующим тканые узоры, ажурной строчкой «перевитью», гладью, «тамбуром». Распространенным мотивом каргопольской вышивки является трехчастная композиция, в центре которой - древо или человеческая фигура, иногда двуглавый орел, а по краям предстоят всадники, барсы, птицы Порой узор состоит из отдельных или чередующихся одинаковых фигур. Это могут быть барсы, орлы, всадники, птицы павы с пышным хвостом. Орнаментальным дополнением композиции служит включение вертикальных и горизонтальных полос, состоящих из маленьких птичек.
Геометрический узор вышивки встречается на оплечьях женских каргопольских рубах. Оплечья, по-местному намышники, строились в виде прямоугольника с плотным ковровым узором, края которого чаще всего имели ореол из ряда легких цветов.
В первой половине ХIХ века вышивали в основном на серебристо-белой холстине красной бумагой, так в старину называли хлопчатобумажную нить, с включением цветных шелковых нитей. Чуть позже использовали не только красный, но и синий и желтый цвета К концу ХIХ века с появлением анилиновых красителей в вышивке стала использоваться разноцветная шерстяная нить (гарус), что обогатило цветовую гамму вышивки. С распространением фабричных тканей стали вышивать и по кумачу.
Вышивание - типичное крестьянское занятие. Каждая женщина с детства овладевала таким умением. Золотное же шитье на платках и украшение головных уборов низанием - разновидности вышивки - были промыслом. Только некоторые мастерицы владели такой техникой и выполняли свои работы на заказ.
Наряду с крестьянской вышивкой экспонируются церковные облачения фелони, плащаница, воздух. Отдельные из них датируются XVII веком. Шитье выполнено из шелковых и золотных нитей, пряденого серебра по бархату, шелку, парче. Большинство предметов происходят из городских церквей и монастырей. К собранию К. Г Колпакова принадлежит стихарь.
Настоящая выставка показывает, что каргопольскими мастерицами были созданы великолепные образцы вышивки, которые до сего времени остаются примером высокого художественного вкуса и могут вдохновить наших современников.

 


Каргопольский женский праздничный головной убор - кокошник из коллекции Каргопольского музея.