(81841) 2-14-96
(81841) 2-26-60
 
ВЫСТАВКИ
Откровения XVII века
ц. Зосимы и Савватия, пр. Октябрьский,18
выставка открыта с 25 июня 2015
Век XVII был для Беломорского Севера столетием тревожным.
Отголоски Смутного времени докатились и до северных рубежей Руси. Жители Каргополя несколько раз отражали нападения польско-литовских войск, разгромленных под Москвой в 1612 г. Осенью 1613 г. их отдельные отряды дошли до Северной Двины. Города и деревни подвергались разорению.
Лишь с середины XVII в. культовое строительство на Севере пошло более интенсивно, развивалось местное иконописание. Активное строительство церквей стимулировало возведение иконостасов.
Следует заметить, что до конца XVII в. иконостасы на Севере были исключительно тябловыми. На рубеже веков их постепенно стали заменять каркасными конструкциями, помещая туда древние образа, при этом соблюдались местные особенности, например, писали спаренные иконы, или, как писали в древних описях, написанные «на одних цках». Так, образы мучеников Параскевы, Антипы и Анастасии, расположенные на необычной горизонтального формата доске, указывает на то, что она создана для небольшого храма. Каждая фигура вписана в особый ковчег, так подчеркнута обособленность каждого из них, словно это три составленные вместе разные иконы.
Иконописание с XVII в. становится одним из важнейших ремесел на Русском Севере. Оно часто передавалось по наследству, о чем свидетельствует фамилия Иконников.
В Поонежье и в самом Каргополе трудились иконописцы: Федор Трофимов, Мишка Алексеев с сыновьями, иконник Порожской волости Иван Никонов, Артемий Афанасьев и другие.
Иконописные артели на Севере были довольно устойчивы. Из поколения в поколение передавались не только навыки мастерства, но и образцы - иконописные подлинники. В этом причина архаизма северных икон, характерного для крестьянской среды. На иконах часто можно встретить незамысловатый рисунок, неумелое построение пропорций фигур на плоскости, нарушение технологии живописи.
Основными заказчиками на Севере были крестьяне. Не очень богатые, не очень притязательные. Они-то и формировали на Севере ту иконописную культуру, которая была им доступна по их понятиям и средствам.
На Каргополье с особой любовью разрабатывалась иконография наиболее почитаемых святых. Об этом свидетельствуют иконы: «Флор и Лавр в житии» из Покровско-Власиевской церкви села Лядины; «Чудо святого Георгия о змие. Священномученик Власий Севастийский» из часовни Георгия Победоносца в деревне Низ Ошевенского сельсовета.
Простата рисунка, бесхитростность и наивность художественных приемов сочетаются с серьезностью в трактовке образов святых.
Затейливая резная форма створ Царских врат, представленных на выставке, растительный орнамент полей на иконе Богоматери и рамы с Праздниками, светлый и разнообразный колорит на иконах - в этом проявилась общая тяга русского искусства XVII века к декоративности, «дивному узорочью», ярким краскам, отражавшим радость Божественного мира.
Вопреки историческим потрясениям, выпавшим на этот век: нашествие иноверцев, и начавшийся раскол в обществе в связи с реформами патриарха Никона, - для многих личностей эпохи, в особенности иконописцев, это способствовало поискам истины и духовному откровению.

1.Икона «Господь Вседержитель». Конец XVII в.
Из собора Рождества Христова г. Каргополя.
2.Иконы Спасского придела собора Рождества Христова г. Каргополя
3.Икона «О Тебе радуется». Вторая половина XVI в.
4.Икона "Чудо Димитрия Солунского о царе Калояне".Начало XVII в.
Из церкви Сошествия Святого Духа г. Каргополь.
5. Икона "Святая Троица". Первая половина XVII в.
Из церкви Иоанна Златоуста село Саунино.
6.Икона "Воскресение Христово". Вторая половина XVII в.
7.Преподобный Симеон Столпник, с избранными праздниками и святыми.
8.Преподобный Кирилл Белозерский. Вторая половина XVII в.
Из церкви Николая Чудотворца в Павловском погосте.
9.Иконы праздничного ряда иконостаса церкви
Покрова Пресвятой Богородицы погоста Лядины:
"Богоявление", "Воскрешение Лазаря".

10.Мученики Параскева, Антипа и Анастасия. Конец XVII в.
Из церкви Иоанна Златоуста в селе Саунино.
11.Пресвятая Богородица Знамение. Мученик Мина Котуанский.
12. Икона "Мученица Параскева Пятница". Вторая половина XVII в.
13.Деисус. Последняя четверть XVII в.
Из церкви Николая Чудотворца в Павловском погосте.
14.Икона «Преподобный Александр Ошевенский». Середина XVII в.
Из церкви Николая Чудотворца в селе Волосово.
15.Икона «Богоматерь Одигитрия (тип Грузинская)». Конец XVI в.
Из церкви Иоанна Златоуста в селе Саунино.
16.Благоверные князья Владимир, Борис и Глеб. Конец XVII - начало XVIII в.
Из церкви Иоанна Златоуста в селе Саунино.
17.Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре, с житием. Вторая половина XVII в.
Из церкви Покрова Пресвятой Богородицы погоста Лядины.
18.Рождество Пресвятой Богородицы. Конец XV - начало XVI в.
Из церкви Святителя Николая в селе Астафьево.
19.Иконы праздничного и пророческого рядов иконостаса церкви Святителя Николая
в селе Астафьево.