(81841) 2-14-96
(81841) 2-26-60
 
КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА СТАРООБРЯДЦЕВ КАРГОПОЛЬЯ.

Значительную часть книжного собрания Каргопольского музея составляют рукописи и печатные книги старообрядческого происхождения. Среди старообрядческих рукописей музейного собрания представлены книги, созданные и бытовавшие среди последователей различных течений старообрядчества, распространенных на территории региона, - поморского, филипповского, страннического согласий. Наиболее широко в составе коллекции представлены книги, созданные среди сторонников странничества - одного из наиболее радикальных направлений староверия.
Странники призывали «укрываться» для сохранения веры, избегать всякого общения с представителями господствующей Церкви и власти, не идти ни на какие компромиссы с «миром Антихриста». По данным археографических экспедиций в Каргополе, «едва ли не в каждой деревне по реке Онеге были в прошлом члены этой общины или благожелатели, представлявшие приют и укрытие странствовавшим».
Широкое распространение рукописной книги, созданной староверами-странниками, было связано в первую очередь с тем, что на территории Каргополья располагался духовный центр севернорусского странничества, здесь проживали известные страннические наставники, мастера книгописного дела.
Рукописные книги, созданные и бытовавшие в старообрядческой среде, представляют собой самые разнообразные в типологическом отношении сборники. Большая часть рукописных книг последователей староверия - это сборники богослужебной направленности, предназначение для ведения культовой практики.
В рукописных сборниках каргопольских староверов встречаются традиционные для старообрядческой литературы выписки из сборников морально-нравственной направленности, евангельских текстов, святоотеческих сочинений, произведений старообрядческих авторов, объединенных по тематическому принципу. Так, в одном из рукописных сборников представлены выписки о браке, почерпнутые книжником-составителем из Святого Писания, церковно-канонических книг - Кормчей, Синтагмы Матфея Праведника, постановлений Вселенских соборов, сочинений отцов и учителей церкви - Иоанна Златоуста, Симеона Фессалоникийского, Никона Черногорца, Василия Великого. Неоднократно встречаются мелкие выписки на заданную тему из патериков, Пролога, Четьи-Минеи, Великого Зерцала
Так же в старообрядческих рукописях музея представлены сборники духовных стихов, которые в основном содержат тексты весьма традиционные для старообрядческой культуры в целом. Писцы-староверы по большей части включают в состав своих сборников стихи эсхатологической тематики, тексты нравоучительной направленности, касающиеся судьбы всего мира и каждого конкретного человека. Среди каргопольских староверов получили распространение стихи, посвященные темам духовной пустыни, уединенного образа жизни, отречения от мирских соблазнов - «Пойду страдать в страну далеку», «Кто бы дал мне, яко птице, два пернатые крыла», «Стих о черноризце», «Умоляла мать родная свое милое дитя ...», «С другом я вчера сидел ...» и др.

 

#старообрядческиекниги #старообрядчествонаРусскомСевере #рукописныекниги #старообрядчествокаргополья

ОБИХОД ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ СО ЗНАМЕННОЙ НОТАЦИЕЙ.
Переписчик - Прохор Ильин. 1878г.
Бумага; рукопись, полуустав. Заставка - рамка и инициал, часть инициалов киноварные, с орнаментальными отростками; концовки - киноварь. Переплет: доски в коже. КП 6460

Одна из самых ценных старообрядческих рукописей Каргопольского музея. Рукопись была изготовлена странническим книжником Прохором Филипповичем Ильиным и Никанором Игнатьевичем в 1878 году. Полууставный почерк, заставка - рамка, раскрашенные инициалы с растительным орнаментом свидетельствуют об ориентации писцов на поморскую книжную традицию. На обороте последнего листа изображены квадрат с треугольником, напоминающим дом с двускатной крышей. Внутри «дома» и по краям его оставлены записи: «Имя писавшего Прохор» (на каждую букву имени приводится ее числовое значение). «Писано сия книга Обиходник от Адама 7386 [1878] года и Никанора Игнатьевича». Те же имена указаны на небольшом листе, вклеенном между листами 42 и 43: писал Прохоръ и Никаноръ». Запись на корешке переплета: «Переплел мастер П. Ф. И., книга глаголемая Обиход».
Прохор Филиппович Ильин (П. Ф. И.) - именитый страннический наставник, книжник, иконописец, автор ряда сочинений. Уроженец деревни Муфтюга Удорского края, он активно пропагандировал странническое учение у себя на родине и в Каргополье. Обладая даром убеждения, обратил в свое согласие многих местных жителей и стал одним из руководителей страннической общины в Каргопольским крае на рубеже XIX - XX веков. В настоящее время известно шесть рукописей, принадлежавших П. Ф. Ильину. Нотированный Обиход он изготовил, когда ему было всего 13 лет.

 

Сборник старообрядческий исторического и полемического характера.
Конец XIX века. Бумага; рукопись, полуустав нескольких почерков. Красные и фиолетовые чернила в заголовках и инициалах.
Переплет: доски в коже. КП 6512

Рукописный сборник включает около 150 древнерусских и старообрядческих произведений: повести из Патериков, Пролога, Великого Зерцала, Повести и прении живота и смерти, Повести о царе Агее, Слова Иоанна Златоуста из Маргарита, Слова Ефрема Сирина из Паренесиса и другие. Страннические полемические и исторические тексты - это чаще всего искусно составленные компиляции, своды выписок из святоотеческих, древнерусских и старообрядческих сочинений на определенные темы. Традиционно для них является также вопросно - ответная форма.

 

Сборник старообрядческих сочинений и выписок о старце Филиппе. 1922 г.
Бумага; полуустав, скоропись, красные чернила в заголовках и инициалах.
Переплет картонный. КП 10238

Этот рукописный сборник напоминает о пребывании в Каргополе приверженцев еще одного старообрядческого согласия - филипповского. Подвизавшийся первоначально в Выговской пустыни основатель этого согласия старец Филипп (Фотий Васильев) отделился от выговцев в конце 1730 - х годов, не согласившись с принятым на Выгу молении за царя. Недалеко от Выговской пустыни, на реке Умбе, Филипп основал собственный скит, где несколько лет ему удавалось скрываться от властей. В октябре 1742 года поселение Филиппа было обнаружено. Не желая сдаваться солдатам, старец Филипп и с ним около 70 человек подожгли себя в часовне. Об этих событиях повествуется в целом ряде старообрядческих сочинений: в некоторых из них Филипп представлен мучеником, в других дается резко отрицательная оценка его поступка.
В состав этого сборника входит повесть «О отце Филиппе с прочими за благочестие скончавшимися огнем от создания мира 7251 [1742] в октябре месяце в 14 день». Поскольку сборник был создан в страннической среде, повесть предваряется выписками из разных книг на тему бегства и осуждения самоубийства. «Бегать во время гонения, а смерти не предавать самому себе» - такова странническая оценка самосожжения Филиппа.

 

Сборник старообрядческий, включающий «Повесть о Варлааме и Иоасафе».
Начало XX века.
Бумага; подражание печатному. КП 10244

В богатейшем репертуаре русской духовной поэзии, если судить по рукописному собранию Каргопольского музея, местных старообрядцев особенно привлекали стихи о царевиче Иоасафе: только в сборнике (КП 10244) они содержатся в шести списках. К индийскому царевичу Иоасафу, сыну нечистивого царя Авенира, приходит пустынник Варлаам; под влиянием его проповеди Иосиф становится христианином и навсегда покидает царский дворец, чтобы жить в пустыне и постигать Бога, - таково содержание древнерусской Повести о Варлааме и Иоасафе, послужившей источником этих стихов. В истории царевича Иоасафа, бежавшего из суетного и грешного мира в пустыню, старообрядцы - странники усматривали прообраз собственной судьбы:

На царские вся палаты златыя
Не хожу взирати,
Покоя светлых чертогов,
Славы и чести премногия
Бегаю, аки от змия.
Пустыни моя, прими мя.

 

Рукопись «Древний Каргополь». Вторая половина XX в.
Бумага, рукопись. КП 12359

М. И. Залесский и его исторический очерк «Древний Каргополь».

Старообрядческое движение породило из своей среды интересных и самобытных книжников, оставивших богатое рукописное наследие. К их числу можно отнести каргопольского писателя-старообрядца М.И. Залесского (1894-1975), идеолога, наставника страннического движения, рукописное наследие которого является важным звеном в истории книгописной деятельности населения Каргопольского края.
М.И. Залесский родился в 1894 г. в деревне Волоска Каргопольского района Архангельской области в многодетной крестьянской семье. Начало его обучения было положено в трехлассной церковно-приходской школе. В 1911 г. во время тяжелой болезни Залесский по настоянию матери принимает странническое крещение. Согласно страннической доктрине, М.И. Залесский меняет мирское имя Федор, полученное при крещении, на странническое Максим. Главным в образовании М.И. Залесского - теперь уже духовного - становится постижение старообрядческой веры, книгописной культуры последователей «старой веры».
Постижение образа жизни староверов-странников и их духовной культуры, по словам М.И. Залесского, осуществлялось, прежде всего, посредством письменного слова, книги - печатной и рукописной, чтения молитв и письма полууставом. Главное внимание странники уделяли духовному развитию личности, расширению «умственного кругозора», которое проводилось «посредством книги, чрез чтения жития святых».
В собрании музея храниться сочинение каргопольского книжника «Древний Каргополь». В этом сочинении М.И. Залесский обращается к истокам формирования культурных традиций города и его населения, прослеживает историю края, начиная с XII в. и заканчивая XX в. Он выделяет наиболее ярких, выдающихся исторических лиц, которые сыграли значительную роль в развитие города, в становление его как культурного, духовного центра северных областей. М.И. Залесский в своем повествовании объединил конкретные исторические данные, заимствованные из различных источников, которыми располагал писатель, и собственные воспоминания. В ряде случаев писатель дает собственную оценку происходящим событиям, историческим фактам. При этом отметим, что, по сравнению с другими историческими тестами, сочинение «Древний Каргополь» представляет собой в большей степени текст компилятивной направленности.
Изучение сочинений М. Залесского позволяет утверждать, что этот страннический книжник был весьма неординарным человеком, отличался энциклопедизмом знаний и хорошими литературными способностями, позволившими ему создать большой корпус авторских сочинений, выполненных в различных жанровых разновидностях и стилевой манере.

 

Сборник апокрифов, включающий «Сон Богородицы».
 Начало XX века.
Бумага; рукопись, небрежный полуустав, лиловые чернила. КП 13442

В народной рукописной книжности Русского Севера конца XVIII - XX веков широкое хождение в устной и письменной форме получил апокриф «Сон Богородицы». Обычно он распространялся на отдельных листах или в составе сборников апокрифических молитв или заговоров. Текст апокрифа в большинстве вариантов построен в форме диалога Богородицы и Ее Сына. Богородица рассказывает по просьбе Христа Свой Сон, в котором Ей было открыто Его грядущее распятие - в ответ Господь объясняет Матери смысл своей крестной смерти. Сохранившийся в огромном числе список и вариантов апокриф вошел в устную традицию в форме либо духовного стиха, либо прозаического текста, который использовался как молитва - оберег.
В Каргополье был распространен именно второй тип «Сна». Популярность его объясняется магической функцией: считалось, что чтение, слушание, переписка «Сна», а также бережное хранение рукописи, в которой он содержится, обеспечивает человеку различные блага при жизни и посмертное спасение души.
Такие обещания даются обычно в заключительной части текста: «Аще кто сей сон Твой, Пресвятыя Богородицы, в дому своем держит в чистоте или дает кому читать или переписывать от дому до дому и сам слушает с верою со вниманием, тому дому не прикоснется ни огонь, ни тать, ни злой человек, и хлебу плодородие, скоту многоплодие и чадам здравие будет».
«Сон» читали как повседневную молитву, брали с собой в дальнюю дорогу, на войну, в армию, клали под голову при тяжелых болезнях, зашивали в одежду, носили на груди вместе с крестом. Он поддерживал народную веру в вещие сны, заставлявшую сновидца обращаться к особым гадательным книгам - «сонникам». В рукописных сборниках «Сон» иногда переписывался несколько раз подряд, что должно было многократно усилить его магическое действие.

 

Сборник старообрядческий. Сочинение о Наполеоне - Антихристе.
XX в.
Бумага; красные чернила, подражание печатному шрифту.
Без переплета. КП 13446

Редкая старообрядческая «четья» рукопись не содержит эсхатологических сочинений. Царство Антихриста, мученическая смерть праведников в «последние времена» и Второе пришествие Христово - предмет постоянных размышлений старообрядцев. Роль Антихриста старообрядцы отводили не только патриарху Никону и царю Алексею Михайловичу, но и некоторым другим, более поздним историческим деятелям, в частности Наполеону. В старообрядческих рукописях XIX - XX веков сохранилось несколько сочинений о Наполеоне - Антихристе. Список одного из них есть и в Каргопольском музее. Сочинение построено в традиционной для страннических произведений форме выписок из разных книг, со ссылками на Хронограф («Гранограф»), книгу Барония, Книгу Златоструй, Кириллову книгу и другие. Все они объединены темой конечных судеб мира, наступление Антихриста и противопоставление ему. Имя Наполеон («Аполион») автор трактует в соответствии с пророчеством Иоанна Богослова: «...нарицая себе по - еврейски Авадин, а по ельпински Аполион, а по - гречески Антихрист». В сочинении угадываются мотивы популярной у старообрядцев исторической теории XVI века «Москва - Третий Рим». Надежу на преодоление антихристовой силы автор возлагает на «войско Моисеево», под которым понимаются казаки, причем особо отмечается, что в этом святой войске могут находиться только «брадатые», а «бреемых» быть не должно.