(81841) 2-14-96
(81841) 2-26-60
 
Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре, с житием.
Вторая половина XVII в.
Из церкви Покрова Пресвятой Богородицы
погоста Лядины.

Дерево, левкас, темпера. 92х75
КП 2130 инв. 554 ДЖ
Реставрация Т. В. Гончарова, ВХНРЦ г. Москва.


Мучеников Флора и Лавра, братьев из Иллирии, на Руси почитали как покровителей лошадей, коневодов и коневодства. К ним обращались с особой молитвой от конского
падежа. День памяти святых Флора и Лавра - 18 / 31 августа - в народе
называли лошадиным праздником. В этот день на лошадях не работали; их купали в реках и озёрах, завивали им гривы, украшали лентами; в храмах служили молебны с водосвятием и окропляли коней святой водой. С почитанием этих святых связана иконография «Чуда архангела Михаила о Флоре и Лавре», которая появилась в XV веке и известна только в русской традиции. До сих пор непонятно, какой литературный источник стал её основой. Композиция «Чуда» симметрична, что естественно для народной иконы, тяготеющей к ясным и точным зрительным формулам.
Вверху в центре изображается архангел Михаил, который должен вручать стоящим по сторонам от него братьям поводья коней. Но на публикуемой иконе поводьев в его руках
нет, архангел благословляет обращённых к нему братьев.
Ниже Флора и Лавра - два вставших на дыбы снаряжённых коня. Мастер, несмотря на довольно лаконичную манеру письма, любовно и со знанием дела представил все
детали конской сбруи, вплоть до пряжек седельных подпруг. Строгая симметрия этой конской пары нарушена маленькой деталью: левый конь приподнял в шаге левую заднюю ногу и стоит на одной ноге, что невозможно в реальности.
В нижней части композиции «Чуда о Флоре и Лавре» всегда изображали стадо лошадей, которое гонят на водопой три всадника - «святые конюхи». Их имена на народных иконах часто варьируются, здесь они названы Сиф, Елисиф и Егласиф
Стадо на этой иконе совсем немногочисленно; в нём есть чёрный жеребёнок, которого кормит мать-кобыла. Животные, как всегда у народных мастеров, переданы очень живо и выразительно, хотя и довольно условно. Между ними происходит безмолвный диалог, выраженный в поворотах голов и взглядах.
Икона написана во второй половине XVIII века, когда в народную иконопись из профессиональной городской пришло влияние барокко. Оно выражалось исключительно на уровне колорита: появилось много синего цвета, который вытеснил зелёный, вместе с красным и белым этот синий рождает звучный и немного напряжённый цветовой аккорд. Довольно тщательный в передаче объёма ликов,
мастер во всём остальном совершенно не пластичен: он использовал плоские цветовые заливки в пределах обозначенных контуров рисунка. Очень выразительна и не случайна
тонкая белая контурная линия на плащах и сёдлах: в полутёмном пространстве деревянного храма она помогала безошибочно и быстро считывать изображение на иконе.