(81841) 2-14-96
(81841) 2-26-60
 
Благоверные князья Владимир, Борис и Глеб.
Конец XVII - начало XVIII в.
Из церкви Иоанна Златоуста
 в селе Саунино.

Дерево, левкас, темпера. 68х54
КП 1102 инв. 17 ДЖ
Реставрация ВХНРЦ г. Москва.


Иконы с изображением первых русских святых - равноапостольного
князя Владимира с сыновьями Борисом и Глебом - встречаются нечасто, тем более в северном искусстве, где был свой устойчивый круг любимых сюжетов. Появление каждой
из них было связано с определённым замыслом заказчика, о котором сейчас можно только догадываться. Возможно, эта икона была создана как отклик на произошедшее в Каргополе в 1700 году чудесное событие: во время пожара в городской крепости явились святые Борис и Глеб, и огонь погас сам собой. Равноапостольный князь Владимир Святославич прославился как креститель Руси. Ярый язычник, он под влиянием княгини Ольги в 988 году принял крещение и вскоре сделал христианство государственной религией Киевской Руси. Его сыновья Борис и Глеб были убиты в результате династической борьбы наследников князя (церковная традиция приписывает убийство князю Святополку Окаянному). Борис и Глеб причислены к лику святых в 1071 году на том основании, что пошли на смерть, дабы не продолжать братоубийственной розни. Первая их икона Бориса и Глеба была написана вскоре после их канонизации. Изображения князя Владимира, который стал почитаться как святой в XIV веке, известны с XV столетия. Тогда же возникли совместные изображения троих князей.
На иконе из церкви Иоанна Златоуста в селе Саунино князья изображены в одинаковых позах и одеждах. В левой руке каждый из них держит меч - символ воинской доблести,
в правой - крест. На них богатые одежды: расшитые шубы с длинными рукавами по моде XVII века и княжеские шапки. Мастер попытался передать разворот фигур, но не смог с этим справиться: повёрнуты лишь головы и ступни братьев, а фигуры изображены фронтально. Автор иконы не был профессионалом, и созданная им икона отличается наивностью в приёмах письма и трактовке образов. Головы князей слишком велики по отношению к телам, фигурам тесно в поле изображения, и образ благословляющего Спасителя помещён практически на шапке князя Владимира. Силуэты фигур обобщённые, объём передан весьма условно. Зато энергично и решительно выписаны бесстрастно-величественные лики святых с большими, широко раскрытыми глазами.