(81841) 2-14-96
(81841) 2-26-60
 
Икона «Преподобный Александр Ошевенский».
 Середина XVII в.
Из церкви Николая Чудотворца
 в селе Волосово.

Дерево, левкас, темпера. 49х32,5
КП 771 инв. 101 ДЖ



Иконы с изображением преподобного Александра Ошевенского появились в XVI веке, почти через сто лет после его кончины. В житии святого повествуется о том, как была написана первая из них. В то время, когда по приглашению игумена Ошевенского монастыря Вассиана в обители работали каргопольские иконописцы Симеон с сыном Иваном, старцу Тимофею явился во сне сам преподобный. Он повелел старцу сказать игумену, чтобы тот приказал иконописцам написать его образ на доске,лежащей на раке с мощами. В монастыре уже давно не было в живых тех, кто помнил, как выглядел Александр, но однаждыбтуда пришёл с Онеги человек по имени Никифор Филиппович, который ещё засталбсвятого при жизни и смог описать его облик иконописцу Симеону: «Александръ бе возрастом средни человекъ, лицем сухъ, образом умиленъ, очи име влущене1, брада невелика и не велми густа, власы русы в полысед». После этого мастер легко справился со своей задачей, и написанный им образ, положенный на раку
святого, стал образцом для других иконописцев.
Самые ранние из дошедших до нашего времени икон Александра Ошевенского
относятся к концу XVI столетия. На Русском Севере образы преподобного
были широко распространены, особенно в Каргополье и Поонежье, где они были едва ли
не в каждом храме. Особое значение преподобного именно для этих мест подчёркивала и нередко встречающаяся на его иконах надпись «Каргопольский чудотворец». Огромная
популярность Александра Ошевенского среди местного, преимущественно сельского населения во многом объяснялась народной памятью о его крестьянском происхождении
и просветительской деятельности среди местных земледельцев. Подчёркнуто народный характер носил и культ святого, особенно почитание связанных с ним памятных мест.
На иконе из Никольского храма в селе Волосово Александр Ошевенский представлен в традиционном для преподобных облике: он облачён в монашеские рясу и мантию, голову его покрывает чёрный с красными крестами куколь, спереди спускается такой же параман.
Персты его отведённой в сторону правой руки сложены в жест благословения, в левой руке - развёрнутый свиток с надписью: «Як о же прор[ече] с(вя)тый: аще буду обрелбл(а)года(ть) пре(д) Бого(м), то не оскудеет место сие до ве[ка]». Это
фрагмент текста из жития Александра, в котором он перед смертью говорит
о будущем своей обители.Храм в Волосове существовал уже в XVI веке, на что указывают
происходящие из него иконы того времени. В 1666 году он был отстроен заново и украшен новыми иконами. Очевидно, тогда же был создан и образ преподобного Александра Ошевенского.